Состоялась очередная межрегиональная учительская конференция на ФФМЕН
В конце января - начале февраля на Факультете физико-математических и естественных наук Педагогического института ПГУ состоялась VI межрегиональная учительская конференция «Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе» (сопредседатели оргкомитета конференции: директор ПИ имени В.Г. Белинского, доц. Сурина О.П. и зав. каф. «Алгебра и методика обучения математике и информатике», проф. Родионов М.А.).
Целью проведения конференции стало обсуждение актуальных проблем современного физико-математического и естественнонаучного образования и возможных путей их решения в условиях новых ФГОС и Концепции развития педагогического образования. Особенностью организации конференции явилось расширение ее традиционного формата и придания ей статуса одного из неотъемлемых компонентов системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров города и области. В связи с этим, программа конференции предусматривала пленарные доклады, секционные сообщения, многочисленные мастер-классы, раскрывающие особенности современных образовательных технологий, а также учебные мастерские, которые провели опытные преподаватели факультета со школьниками г. Пензы.
Различные мероприятия конференции проходили в течение недели. Ее участниками в различных форматах стали более 100 учителей, преподавателей вузов, студентов, магистрантов, аспирантов и школьников. В рамках конференции удалось привлечь к научно-методической работе молодых учителей ряда сельских и районных школ Пензенской области. В конференции также участвовали представители педагогической общественности различных городов России и других стран.
Вступительный доклад на пленарном заседании конференции сделал проректор по науке и инновационной деятельности Пензенского государственного университета профессор И.И. Артемов, который подчеркнул актуальность проблемы совершенствования обучения предметам цикла и наметил основные направления такого совершенствования.
С развернутым сообщением, посвященным различным направлениям взаимодействия Педагогического института имени В.Г. Белинского и регионального образовательного кластера, выступила директор Педагогического института имени В.Г. Белинского доцент О.П. Сурина.
Центральное место на пленарном заседании, в соответствии с последними ФГОС, занимали проблемы информатизации образования, подготовки одаренных детей, а также формирования учебной мотивации. В частности, вопросам организации педагогического сопровождения развития талантливой молодежи в рамках развития системы непрерывного образования «Школа-вуз» был посвящен доклад начальника отдела педагогической инноватики и электронного обучения Тамбовского государственного технического университета А.И. Попова. Весьма интересным для нашего вуза при этом представился опыт построения в условиях политехнического лицея-интерната при университете методической системы развития креативности и инвариантных компетенций, обеспечивающих готовность учащихся к будущей инновационной деятельности в условиях реального производства.
В докладе профессора Нижегородского госуниверситета имени Н.И. Лобачевского И.Е. Вострокнутова были раскрыты современные трактовки понятий: «инновация», «педагогическая инновация», «инновация в образовании», показана роль информационных и коммуникационных технологий в инновациях в системе образования. Подробно рассмотрены две модели применения таких технологий: интерактивное средство поддержки и сопровождения процесса обучения и информационная технологизация учебного процесса, при которой все обучение строится, исходя, прежде всего, из дидактических возможностей самих интерактивных средств обучения. Ученый предложил реализовать совместную программу реализации этих моделей совместно с фирмой Cassio.
Ведущий методист отдела образовательных программ одной из наиболее крупных отечественных IT-компаний "1С" Т.А. Чернецкая познакомила слушателей с актуальными направлениями информатизации школы в связи с переходом к ФГОС основного общего образования. В ее докладе были изложены критерии выбора программного обеспечения и электронных образовательных ресурсов для создания информационно-образовательной среды школы в соответствии с требованиями актуальных нормативных документов.
Сообщения учителей были представлены в основном на секционных заседаниях (секции: теория и практика обучения математике, физике, информатике, химии, биологии, ОБЖ, географии, а также высшего и среднего профессионального образования). Особый интерес учителей вызвали мастер-классы, в рамках которых рассматривались проблемы организации совместной учебной деятельности учителя и школьника в современной информационно-образовательной среде, реализации ФГОС второго поколения на уроках по различным школьным дисциплинам, использования интернет-сервисов для создания цифрового учебного материала, инновационные подходы к изучению ОБЖ и др. Кроме того, в рамках конференции были организованы учебные мастерские профориентационного характера со школьниками города Пензы («Методика работы с многовариантными задачами по геометрии», «Перспективные направления развития стандартов веб-технологий», «ДЮП. Шаг в профессию» и др.).
Итоги конференции и отзывы участников свидетельствуют о целесообразности дальнейшего расширения ее рамок и повышения статуса.